Шесть мыслительных шляп Эдварда Де Боно

На этот раз мы поговорим с Вами об одном хорошем методе нестандартного мышления. Автор этой поистине гениальной разработки – Эдвард Де Боно, известный британский психолог, чьи методы успешно используются в крупных компаниях США, Европы и Японии.
Метод Шести шляп будет полезен руководителям, менеджерам и всем кто регулярно участвует в длительных дебатах и мозговых штурмах.

Для начала предлагаю вспомнить любое обсуждение сложного проблемного вопроса. Это может быть изменение стратегии на рынке, оптимизация производства или план развития в новом регионе.
Как правило все происходит сумбурно – сначала все воодушевлены и предлагают идеи, кто-то может быть не в теме и он будет собирать информацию тихо помалкивая. Некоторые не аргументированно начинают высказывать свои предположения или боязни относительно озвученных идей. Когда все устают, как правило, начинается критика сложных и мутных вариантов. В итоге выбирается наиболее удачно продвигаемая идея.

У нас обычно все происходит именно так, думаю у Вас так же.

Что же даст нам этот метод Шести шляп?
Он позволяет разделить процесс мышления на несколько этапов, превращая сложный мозговой штурм в веселую игру, дающую плодотворные результаты.

Суть метода в разделении аспектов мышления, мы не думаем каждый о своем а все вместе работает поочередно в одном конкретном ключе. В итоге собираем результат своей работы и получаем результат настоящего эффективного мышления.

Давайте познакомимся с возможными вариантами шляп:

Белая шляпа – сбор информации
Представьте себе чистый нейтральный лист. Надев эту шляпу участники знакомятся с информацией, каждый высказывается – что ему известно об обсуждаемом объекте и таким образом формируется предметная область.
Обратите внимание что данный этап должен быть в самом начале. Он позволяет посвятить всех участников совещания в обсуждаемую тему. Так же к нему можно возвращаться по необходимости из середины совещания, если Вы понимаете что не вся информация известна участникам.

Красная шляпа – чувства и эмоции
Представьте себе красный цвет- это огонь и тепло. Эта стадия интуиции и чувств.
Когда предлагается одеть красную шляпу все забывают о логике и начинают говорить о своих чувствах: Мне не нравится эта идея! Я чувствую что цена на этот товар упадут и т.п.
Зачем это нужно? Затем что не все свои мысли мы можем аргументировать в виде логических умозаключений, некоторые вещи мы понимаем на уровне интуиции и подсознания и лишь затратив усилия можем логично их объяснить.
Данная стадия исключает потребность в логическом обосновании и дает волю чувствам.

Черная шляпа – критика
Очень популярная стадия обсуждения – критика. Представьте себе сурового судью – который в любой идее может найти отрицательные стороны. Надев шляпу все участники, не зависимо от своих предпочтений, должны осуждать описанную идею и искать минусы во всех деталях.
Прелесть данной шляпы в том, что она дает возможность критиковать, причем всем вместе – командно. Это ведь так просто и приятно)
Учтите что критика возможно только на этой стадии, поэтому пресекайте все попытки надеть черную шляпу на других стадиях.

Желтая шляпа – стадия оптимизма
Эта стадия противоположна стадии “черной шляпы”. Это стадия логического оптимизма, поиска преимуществ. Надев эту шляпу, участники должна заботится о том как исполнить задуманное, все должны искать позитивные стороны в предложенных идеях, какими бы ужасными они не были.
Мышление под желтой шляпой иногда требует определенных усилий. Не всегда легко получается найти положительные моменты. Однако любая творческая идея заслуживает внимания этой шляпы.

Зеленая шляпа – креатив
Находясь под действием зеленой шляпы участники забывают о готовых решениях и придумывают новые, пытаясь найти альтернативный путь к достижению цели.

Синяя шляпа – управление процессом
Данная шляпа в отличии от остальных не связана с темой обсуждения. Она создана для того, чтобы управлять процессом обсуждения. В частности её одевают в начале совещания для определения того что предстоит сделать и в конце, чтобы подвести итоги.

Как это работает?
Заранее, в зависимости от темы, определяется последовательность шляп, которые будут надеты.
Модератор следит за соблюдением правил обсуждения участников, пресекая все нарушения.
Результаты сессии суммируются под синей шляпой.

Преимущества
Вот некоторые преимущества метода, найденные Эдвардом де Боно во время пребывания под желтой шляпой.

– Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением.

– Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять.
– Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от детских садов до советов директоров.
– Благодаря структурированию работы и исключению бесплодных дискуссий мышление становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным.

– Метафора шляп является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая.

– Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени.

– Метод признает значимость всех компонентов работы над проектом — эмоций, фактов, критики, новых идей, и включает их в работу в нужный момент, избегая деструктивных факторов.

Из своего опыта скажу что данный метод мы иногда применяем в своих брэйнстормах, он позволяет сделать обсуждение более раскрепощенным и веселым. Забавно наблюдать как ярый противник озвученной идеи надевает желтую шляпу и начинает её расхваливать.
Всем рекомендую данный метод, ибо он эффективный.

P.S.: IBM в 1990 году использовала метод шести шляп как часть программы обучения 40 000 своих менеджеров по всему миру.

Leave a Comment.